Какие есть мифы и заблуждения о программе обучения Монтессори?

1 апреля 2025 г.

Программа обучения Монтессори известна уже не первое десятилетие. За это время о ней успело сложиться множество различных мифов и домыслов. Разберемся, как обстоят дела на самом деле.

Миф 1. Система Монтессори разработана для детей с задержкой развития

У Марии Монтессори действительно был большой опыт работы с детьми с задержкой развития и умственной отсталостью. Однако ее педагогическая система в современном виде была создана гораздо позже и ориентирована на обучение в обычных школах и садах. По своей наполненности она не уступает традиционным методам и позволяет ребенку освоить весь необходимый для его возраста багаж знаний. Разница здесь именно в подходе к обучению. В системе Монтессори он более персонализированный, предполагающий наличие индивидуального трека.

Миф 2. Занятия по этому методу – бесструктурный хаос

Такая мысль появляется у многих, кто видел, какую долю в расписании занимают самостоятельные и свободные занятия. Здесь на них делается большой акцент. Однако все это тщательно организовано и подчиняется определенным правилам. Для каждого занятия отводится своя зона, материалы имеют конкретное место, прогресс фиксируется.

Преподаватель занимается с детьми

Миф 3. Обучение по Монтессори – это только игры

Этому виду деятельности отводится много времени. Игра является естественным способом познания, комфортным и эффективным для ребенка. Помимо этого, обучение происходит в ходе:

  • Самостоятельной работы с материалами.
  • Теоретических и практических занятий по разным дисциплинам.
  • Подготовки проектов в группах и персонально.
  • Различных выездных мероприятий.

Миф 4. Педагоги не участвуют в обучении

Дети учатся здесь быть самостоятельными. Они должны уметь нести ответственность за принятые решения и сделанный выбор. Однако все это невозможно без участия взрослых. Так, Монтессори-педагоги обеспечивают:

  • Создание безопасного развивающего пространства. Именно они поддерживают необходимые условия для свободного обучения. Благодаря им ребенок получает доступ к среде, где можно развиваться безопасно, комфортно, эффективно, с интересом, имея под рукой все необходимые материалы.
  • Коррекцию процесса по необходимости. Педагог постоянно наблюдает за детьми, чтобы внести изменения в занятия, если это требуется. Также он помогает разрешать конфликты, когда ученики не справляются с этим самостоятельно.
  • Поддержку на всех этапах развития. Некоторые ученики нуждаются в большем внимании и участии. Это может быть связано с особенностями темперамента и характера. Задача педагога – заметить это, дать поддержку по необходимости, помочь ребенку сформировать у себя недостающие качества.

Специалист обязательно имеет соответствующее образование и релевантный опыт.

Миф 5. Результаты такого обучения невозможно оценить

Как мы уже упоминали, трек обучения формируется под индивидуальные запросы и интересы ребенка. Прогресс отслеживается и оценивается, чтобы в дальнейшем скорректировать занятия, если это нужно. Здесь нет таких строгих шкал, как в обычной школе. Тем не менее результаты собираются и анализируются. Разница лишь в том, что по системе Монтессори это происходит не так травматично для ученика.

Занятия в Монтессори школе

Миф 6. Занятия по Монтессори рассчитаны только на дошкольников

На сегодняшний день обучение по этой системе охватывает все возрастные категории от 0 до 18 лет. Это реализовано, например, в Монтессори-школе «Земляне». В первые годы жизни фокус сделан на развитие сенсорных навыков, с 3 до 6 лет дети учатся самостоятельности и социальным взаимодействиям, затем больше внимания уделяется углублению знаний, формированию критического мышления, умению брать на себя ответственность, построению активной и гармоничной личности.

Все это делает метод широко применимым. Он может оказаться комфортным и эффективным для детей различных возрастов и темпераментов.