Какие есть мифы и заблуждения о программе обучения Монтессори?
1 апреля 2025 г.
Программа обучения Монтессори известна уже не первое десятилетие. За это время о ней успело сложиться множество различных мифов и домыслов. Разберемся, как обстоят дела на самом деле.
Миф 1. Система Монтессори разработана для детей с задержкой развития
У Марии Монтессори действительно был большой опыт работы с детьми с задержкой развития и умственной отсталостью. Однако ее педагогическая система в современном виде была создана гораздо позже и ориентирована на обучение в обычных школах и садах. По своей наполненности она не уступает традиционным методам и позволяет ребенку освоить весь необходимый для его возраста багаж знаний. Разница здесь именно в подходе к обучению. В системе Монтессори он более персонализированный, предполагающий наличие индивидуального трека.
Миф 2. Занятия по этому методу – бесструктурный хаос
Такая мысль появляется у многих, кто видел, какую долю в расписании занимают самостоятельные и свободные занятия. Здесь на них делается большой акцент. Однако все это тщательно организовано и подчиняется определенным правилам. Для каждого занятия отводится своя зона, материалы имеют конкретное место, прогресс фиксируется.
Миф 3. Обучение по Монтессори – это только игры
Этому виду деятельности отводится много времени. Игра является естественным способом познания, комфортным и эффективным для ребенка. Помимо этого, обучение происходит в ходе:
- Самостоятельной работы с материалами.
- Теоретических и практических занятий по разным дисциплинам.
- Подготовки проектов в группах и персонально.
- Различных выездных мероприятий.
Миф 4. Педагоги не участвуют в обучении
Дети учатся здесь быть самостоятельными. Они должны уметь нести ответственность за принятые решения и сделанный выбор. Однако все это невозможно без участия взрослых. Так, Монтессори-педагоги обеспечивают:
- Создание безопасного развивающего пространства. Именно они поддерживают необходимые условия для свободного обучения. Благодаря им ребенок получает доступ к среде, где можно развиваться безопасно, комфортно, эффективно, с интересом, имея под рукой все необходимые материалы.
- Коррекцию процесса по необходимости. Педагог постоянно наблюдает за детьми, чтобы внести изменения в занятия, если это требуется. Также он помогает разрешать конфликты, когда ученики не справляются с этим самостоятельно.
- Поддержку на всех этапах развития. Некоторые ученики нуждаются в большем внимании и участии. Это может быть связано с особенностями темперамента и характера. Задача педагога – заметить это, дать поддержку по необходимости, помочь ребенку сформировать у себя недостающие качества.
Специалист обязательно имеет соответствующее образование и релевантный опыт.
Миф 5. Результаты такого обучения невозможно оценить
Как мы уже упоминали, трек обучения формируется под индивидуальные запросы и интересы ребенка. Прогресс отслеживается и оценивается, чтобы в дальнейшем скорректировать занятия, если это нужно. Здесь нет таких строгих шкал, как в обычной школе. Тем не менее результаты собираются и анализируются. Разница лишь в том, что по системе Монтессори это происходит не так травматично для ученика.
Миф 6. Занятия по Монтессори рассчитаны только на дошкольников
На сегодняшний день обучение по этой системе охватывает все возрастные категории от 0 до 18 лет. Это реализовано, например, в Монтессори-школе «Земляне». В первые годы жизни фокус сделан на развитие сенсорных навыков, с 3 до 6 лет дети учатся самостоятельности и социальным взаимодействиям, затем больше внимания уделяется углублению знаний, формированию критического мышления, умению брать на себя ответственность, построению активной и гармоничной личности.
Все это делает метод широко применимым. Он может оказаться комфортным и эффективным для детей различных возрастов и темпераментов.